Премьера 2014: «Запахи сцены»

Премьера 2014: «Запахи сцены»

5 мая моноспектаклем, или, как определил жанр сам автор, театрально-поэтическим путешествием «Запахи сцены», открылась в Калужском областном драматическом театре новая площадка «Сцена под крышей».

Прелюбопытнейший спектакль рискнул показать калужанам актер драмтеатра Захар Машненков, выступив одновременно в роли автора, режиссера и главного персонажа. Основа — его собственные стихи. Уже сам этот факт интриговал жутко!

Притча

Стихи Захара доводилось как-то слушать в авторском исполнении. Написанные в разные годы, яркие, хлесткие, откровенные, наполненные максимализмом, бьющие наотмашь, сам автор оценивает так: «Да, в них, может быть, нет поэтического совершенства: на бумаге они читаются не так. Но вот на слух воспринимаются, по-моему, неплохо». А я бы добавил: впечатляюще. Поэзия Захара жесткая и честная. От Маяковского — площадность, от Высоцкого — образность. В исполнении автора проникает до самых... В некоторых недвусмысленно угадываются прототипы – его коллеги.

Вступление

Простым смертным попасть на показ было непросто, вернее - вообще невозможно. Премьеру приурочили к открытию новой малой сцены, предполагающей минимум зрителей - человек 50-70. Кстати, это уже третья сцена в нашей драме или четвертая... Главная – большая. Про малую знают многие завсегдатаи театра — она регулярно задействована под спектакли. Еще есть студенческая, тоже не пустует. И вот еще «Сцена под крышей». Что, собственно, не может не радовать! Театр камерный, где зритель становится чуть ли не соучастником действа, а то и соучастником - очень даже штука перспективная, востребованная и режиссерами-артистами, и зрителями. По крайней мере, в Москве, как сказал директор Александр Кривовичев, сценами под крышей могут похвастаться многие продвинутые театры.

Сцена первая: для чего и зачем

Естественно, сам Кривовичев новую сцену и открывал.

- Необычное решение использовать для этих целей чердак пришло в голову главному художнику театра Максиму Железнякову, - приоткрыл звесу тайны над историей появления сцены директор, перед тем как торжественно перерезать ленточку. - Специально под нее был расчищен и благоустроен театральный чердак. Железняков, конечно же, и разработал макет будущей сцены. Она получилась достаточно уютной. Теперь должна выполнять свое предназначение – дарить общение с людьми театра и теми, кто его любит. Это очередной шаг вам навстречу, чтобы снова сказать: «Мы вас любим и ждем! И хотим, чтобы и здесь вам было интересно!»

Перерезал вместе с замминистра и поэтом Вадимом Терехиным ленточку и запустил зрителей «под крышу».

Сцена вторая, главная: чердачок, Захар, Бирюлин и Винокуров

Вытянутое камерное помещение. Остроугольный чердачный потолок подперт стропилами. По одной стене - скамья для зрителей на 50 человек. Противоположная — сцена. Каждый зритель – в первом ряду на одном уровне с актерами, «глаза в глаза». Пюпитры стоят в ряд. На полу - старые чемоданы и гитарные футляры. Все это символизирует вокзал, железнодорожную станцию. На заднем плане - два музыканта: Григорий БИРЮЛИН с гитарой и Дмитрий ВИНОКУРОВ с контрабасом. В конце сцены - гримерка. Гаснет свет. Появляется главный герой в шляпе и в пальто. Из чемоданов и кофров извлекает предметы, соответствующие очередной поэтической зарисовке. Это его творческий путь, со всеми радостями, переживаниями и воспоминаниями. Актер рассуждает о своей жизни, профессии, делится сокровенными мыслями о творческой неудовлетворенности, вечной неустроенности, о ранимой актерской душе, о том, что чувствует, находясь наедине с самим собой. Перед нами Человек – искренний, ранимый, принимающий жизнь открытой душой и обнаженными нервами. Гитара и контрабас создают акустическую атмосферу звуков и мелодий, рифов, ритмов и рифм. Подчеркивают стихи. Прелюбопытно! Иногда актер отбирает гитару у гитариста и превращается в барда.

Сцена третья: реакция зрителей

Эти поэтическо-музыкальные реалии актерской жизни - то драматичные, то комичные, но полные сомнений, отчаяний и метаний - зрители внимают в полной тишине. Всматриваются. По лбу актера, стекая к вискам, струится пот. Вслушиваются. Иногда аплодируют. Впопад. Иногда смеются. Сопереживают. Грустят. В финале - аплодисменты. Цветы. Овации. Формат новой сцены и спектакль, точно в него вписавшийся, приходится искушенным зрителям по душе.

Сцена четвертая: последствия

Первые зрители спектакль оценили. Пока лишь коллеги, друзья и журналисты. Но. Что очень важно! Творение Машненкова понравилось самому Кар.. Бар..., ой…, то есть самому главному человеку в театре - Александру Анатольевичу Кривовичеву. Потрафить его вкусу - далеко не каждому режиссеру по плечу. И, надо сказать, случается не так часто. «Запахи сцены» понравились, и директор решил ввести их в репертуар. Так что скоро калужские театралы смогут посмотреть, послушать и «понюхать» этот честный, смелый, спорный и очень-очень любопытный взгляд актера на то, без чего, собственно, они — артисты - жить-то и не могут.

Сцена пятая: Продолжение следует

Скоро должно появиться расписание спектаклей на новой «Сцене под крышей». Руководство пообещало задействовать «чердачок» раз в месяц как минимум.

Александр ФАЛАЛЕЕВ. Фото Игоря РУЛЕВА.

Поделиться: