Премьера 2014: «Женитьба»

Премьера 2014: «Женитьба»

26 и 27 марта в Калужском драмтеатре показывали премьеру - «Женитьбу» Н.В. Гоголя в постановке Александра Плетнева.

Пьесы Гоголя проходят через всю жизнь Александра Плетнева. С «Игроков» он начал свой творческий путь в Калуге. Затем были «Ревизор» и «Брат Чичиков». А еще в Орле ставил «Ночь перед Рождеством».

Гоголь — как точка отсчета

«Женитьба» — одна из самых востребованных в русском театре пьес, однако вопрос «зачем?» все-таки возник. Ведь по сравнению с «Ревизором», с его гармоническим развитием действия, единым сценическим ритмом и острым комическим эффектом, «Женитьба» как будто отличается драматургической «простотой» и «ясностью». Однако Плетнев не из тех, кто ставит просто ради увеселения публики.

На вопрос о том, что ему интересно в «Женитьбе», Александр Борисович, сам не так давно женившийся, ответил: «Наверное, попытка учить человека сохранить свое мироощущение. Все персонажи «Женитьбы» не столько смешные, сколько одинокие люди, пытающиеся найти свою ноту. И не находят ее. Я интуитивно понимал, что «Женитьба», вот эта ироничная, смешная и одновременно грустная, в репертуаре необходима. Мне кажется, что одной из основных мыслей гоголевской пьесы является то, что жизнь в России не очень приспособлена для человеческого счастья. Так было тогда, так есть и сегодня. Для меня главное - точно донести обстоятельства этой пьесы, авторское отношение к ним и мое сегодняшнее понимание того, зачем все это нужно. Я готов к тому, чтобы зрители не хохотали на спектакле, а внимательно смотрели.

Сон главного героя

Оба премьерных спектакля, как и публика на них пришедшая, сильно различались. После первого просмотра я вышел совершенно растерянный. Было больше вопросов, чем ответов. На следующий день, как мне показалось, актеры играли более слаженно. И публика реагировала более ярко и открыто, от чего, видимо, и вдохновлялись артисты.

После второго просмотра «Женитьба» - без преувеличения показалась мне восхитительной: свежей, искрометной, смешной и очень печальной.

Александр Плетнев с Анатолием Бейраком поставили гоголевскую пьесу как сон главного героя, грезу о том, как могло бы все быть хорошо, - да не случилось. И еще напрашивается вот какое сравнение - Гоголя с Гофманом. От того, наверное все и происходит во сне.

Жених и подстрекатель

Что касается актеров и их ролей, то «Женитьба» собрала отличный актерский ансамбль. То, что Александр Плетнев пригласит на роль Кочкарева Игоря Постнова, весьма предсказуемо. Потясающе разноплановый актер с комическим началом абсолютно ей соответствует. А вот Леонид Клец — этот мачо и герой - в роли Подколесина - неожиданность для многих. Тем приятнее, что роль у него получилась очень интересной. Клец почувствовал природу гоголевского смеха, отношение автора к своему герою и сделал образ объемным и многоплановым. В нем есть и робость, и целомудрие. Актер явно сочувствует своему персонажу. У Подколесина-Клеца проступает это гоголевское, загадочное, непростое, даже трагическое - его Подколесин не просто сбегает со свадьбы, но олицетворяет вечную нерешительность и неспособность к счастью русского человека.

Вальяжный, бойкий, розовощекий Кочкарев (Игорь Постнов) просто царствует на сцене. Из кожи вон лезет, желая женить друга Подколесина. Кочкареву во что бы то ни стало надо устранить всех конкурентов своего друга Подколесина. Делает он это от досады, что сам женат, а его товарищ свободен. Не удалось устроить справедливость, и герой Постнова, как и все прочие, лишился своей законной, ожидаемой порции счастья. «А счастье было так возможно, так близко…»

Другие претенденты

Женихи – самое смешное в спектакле. Чудные, забавные, но главное - актеры играют их по-доброму, с сочувствием. Один мечтает о каменном фундаменте, для другого в жене важно знание французского языка. Моряку Жевакину хочется просто причалить к берегу. Он меньше других требует от невесты – всего лишь, чтобы была «этаким розанчиком». А потому его неудача самая горькая, и прощальная сцена с ним - самая пронзительная. Каждого из уходящих не солоно хлебавши женихов зал провожает овациями.

Герой Сергея Лунина (экзекутор по фамилии Яичница) внешне похож на Собакевича. Фамилия его подвела, а так мужчина хоть куда, правда, невесте в дедушки годится. Конечно же, роль Яичницы сыграть под силу только такому мощному артисту. И любимец публики, заслуженный артист России Сергей Лунин со своей мощной внутренней энергетикой очень органичен. Отлично показывает большого начальника и ведет себя соответственно статусу, а не фамилии. От этого возникает внутренний трагикомизм.

Порой из комедии пьеса вдруг переходит в драму безнадежности. Заслуженный артист России Михаил Кузнецов в роли тощего, неприкаянного и жалкого Жевакина очень калоритно вносит ноту трагизма. Действительно, тема сочувствия к одинокому человеку начинает открыто звучать в последнем монологе Жевакина, потрясающе сыгранном Кузнецовым, включающем в себя размышления отверженного жениха. Ему удалось создать трогательный образ неудачника, бесконечно преданного идее женской красоты.

Никогда прежде не видел я такого яркого Сергея Вихрева! Он играет своего персонажа с такой едкой, беспощадной иронией. Актер просто «купается» в образе карикатурного Анучкина.

Подколесин, в отличие от этих горе-женихов, не знает, чего хочет. В своей главной сцене он, прежде чем прыгнуть в окно, ищет поддержки у зала. И мужская половина, ей-богу, как дети, советуют ему бежать (прям точь в точь, как в ТЮЗе превоклашки). И он бежит. Почему? Ведь вроде бы влюбился... И остается загадкой, отчего человек, желающий перемен, так их боится, что даже готов сигануть в окно.

И актрисы в ударе

Роль купеческой дочери, разборчивой невесты Агафьи Тихоновны, в обеих премьерах сыграла Ирина Якубенко. Хотя в паре с ней репетировала и Татьяна Овсянникова. Она лирична, а свои беспокойства и гротескные сомнения скрывает под деловито-командирскими покрикиваниями. Иногда истерит. Чересчур. Но монолог - прощание с девичеством вызывает у публики гомерический смех.

Сваха Фекла Ивановна – в первый день Светлана Никифорова, на следующий – Ирина Шуркина. Ирина Шуркина - это обещание праздника и одновременно пародия на него. Поэтому, наверное, на ее фразу: «Скоро совсем не будешь годиться для супружеского дела» зал реагирует молниеносно.

В финальной части звучит пронзительный романс в потрясающе проникновенном исполнении Анны Сорокиной (великолепно играющей Дуняшу), и сопровождении акустического дуэта - Григорий Бирюлин (гитара) и Дмитрий Винокуров (контрабас). Музыкальный номер – в тему! Это по-плетневски.

О новой постановке можно говорить еще и еще. Но лучше все увидеть своими глазами. Есть и шероховатости, и нестыковки, свойственные премьерным спектаклям. Но о них говорить не хочется. Поскольку все актеры играют очень вкусно! Их роли - в лучших традициях русского театра. Именно так когда-то рассказывал о них нам, десятиклассникам 13-й школы мой любимый учитель литературы Анатолий Егорович Емельяненков.

Александр ФАЛАЛЕЕВ. Фото автора.

Поделиться: